Цель: организация и проведение праздника для закрепления знаний о русских народных играх Вологодской области с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о народном фольклоре (песенки, потешки, заклички, считалки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, игры).
2. Развивать физические качества детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку; повышать двигательную активность.
3. Продолжать формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах (деревянные ложки).
4. Развивать тембровый слух, чувство ритма, умение двигаться под музыку.
5. Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре: доброжелательное отношение, чувство ответственности, коллективизма.
6. Воспитывать любовь, интерес к русской народной культуре, родному краю; чувство патриотизма.
7. Развивать память, речь, воображение, творческие способности и познавательную активность.
8. Укреплять сотрудничество педагогов и детей с родителями.
Предварительная работа:
1. Ознакомление детей с вологодскими подвижными народными играми на занятиях по физической и музыкальной культуре.
2. Разучивание закличек, считалок, игр.
3. Подбор атрибутов к народным играм.
4. Разучивание частушек родителями.
5. Разучивание «Танца ложкарей» с детьми.
Ход праздника:
В зал вбегают два скомороха Тимошка и Антошка с сундуком
Тимошка: Начинаем, начинаем! Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек, И тихонь, и шалунишек!
Антошка: Мальчишки и девчонки, а также их родители!
В вологодские народные игры поиграть, не хотите ли?
Ваши дедушки и бабушки тоже маленькими были,
И в народные игры играть они любили!
Но сначала давайте с вами познакомимся.
Тимошка: Я – веселый скоморошка, А зовут меня Тимошка!
Антошка: И я – веселый скоморошка, А зовут меня Антошка!
А вас как зовут? (Антошка предлагает детям хором назвать свои имена).
Тимошка: Эх, русская душа, До чего ж ты хороша.
И поет, и веселится Наша русская душа.
Антошка: Дружно за руки беритесь, В хоровод все становитесь!
Проводится игра «Хвалебная-величальная»
Тимошка: Мы водили, мы водили хоровод, хоровод.
В бабушкин сундук заглянуть настал черед.
Навострите ваши ушки, - в сундуке лежат частушки!
Громче рот открывай и частушки запевай!
«Вологодские частушки» (исполняют родители)
Антошка: А что еще в сундуке, ребятки?
Посмотрите-ка, загадки! Буду ждать от вас отгадки!
Знаю точно наперёд: Вы – смекалистый народ!
Загадки:
- Книзу узок, верх широк, не кастрюля … (Чугунок).
- Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдаёт,
А сам на отдых идёт (Ухват).
- Кривой конь лезет в огонь (Кочерга).
А всего-то три струны,
Ей для музыки нужны (Балалайка).
- Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!
А трёхрядка неплоха – есть и кнопки и меха (Гармонь).
- Всех кормлю с охотою, а сама безротая (Ложка).
Тимошка (достает ложку из сундучка):
Эй, ребята-ложкари, ложки деревянные!
Ложками стучи-бренчи, музыку скорей веди.
Ложки, что ни говори, примечательные,
А ребята-ложкари – замечательные!
«Танец ложкарей» (исполняют дети)
Антошка (достает уточку-игрушку из сундука):
К речке уточка пошла И утяток повела.
Говорит им: кря-кря-кря, Не шалите, детки, зря.
Далеко не отходите, За жучками не бегите.
Время в хоровод вставать, Приглашаю поиграть!
Народная игра «Утушкой играть» (родители в хороводе, дети - утята)
Тимошка: Из водицы да из мучицы баба пироги печет.
Был бы пирог, найдется и едок.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги.
Изба красна углами, обед пирогами.
Антошка: Что это ты, Тимошка, проголодался?
Тимошка: Нет, хочу в игру вас пригласить, а называется она «Пирог»!
(Достает пирог-муляж из сундучка)
Считалка для выбора водящего:
Шадра, бодра, подай вёдра! На что ведро?
Коров доить, тебе водить!
Народная игра «Пирог» (одна шеренга - родители, другая - дети)
Антошка: Что еще в сундучке? (заглядывает)
Бельё постирано в реке, теперь оно на ветерке!
На чём идёт просушка, когда под солнцем душно? (На верёвке)
(Достает из сундука веревку)
Тимошка: Кто здесь ловкий, самый шустрый?
В круг широкий становись, за веревочку берись!
Предлагаю поиграть в игру «Веревочка».
Считалка для выбора водящего:
Шла старушка мимо рынка, Несла маленьку корзинку.
В этой маленькой корзинке Есть помада и духи,
Лента, кружево, ботинки. Что угодно для души?
(Тот, на ком остановились, выбирает что-либо из перечисленного, затем считают снова, до этого слова).
Народная игра «Веревочка» (дети с родителями)
Антошка: Вазы, кружки и кувшины Изготовит он из глины,
Кто в печи с призывом чар Обожжёт горшки? (Гончар)
(Достает из сундучка кувшин)
Чинчары, чинчары, Собирайтесь гончары!
Считалка для выбора водящего:
Ехала торба с высокого горба.
В этой торбе - хлеб, пшеница,
Кто с кем хочет поделиться.
Бери любого самого дорогого.
Народная игра «Гончары» (дети-горшки, родители – гончары)
Тимошка: (достает дудочку из сундучка) Ай, дуду-дуду-дуду!
Я играю во трубу. Труба точеная, позолоченная!
Антошка: Ты, что, дударь?
Ведь именно так называли в старину тех, кто играл на дудке.
А мы поиграем в игру «Дударь».
Считалка для выбора водящего:
Я пойду куплю дуду, я на улицу пойду,
Громче, дудочка, дуди, мы играем, ты - води!
Народная игра «Дударь» (дети и родители)
Тимошка: Золотые ворота Пропускают не всегда!
Первый раз - прощается, Второй раз - запрещается,
А на третий раз - Не пропустим вас!
Антошка: Не ленись, не ленись!
На игру «Золотые ворота» становись!
Народная игра «Золотые ворота» («ворота» - родители)
Антошка: Что ж, играть мы завершаем. На прощанье предлагаем:
Сядем дружно на крылечко, Просим досказать словечко.
Игра «Доскажи словечко»:
Тимошка: Мы сегодня не устали,
Потому что (поиграли).
Антошка: Много нас собралось вместе,
Было очень (интересно).
Тимошка: Игр нам разных показали.
Новых много мы (узнали).
Антошка: Русские народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них (играть).
Список литературы:
- Вологодский институт развития образования Управления образования администрации г. Вологды Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца г. Москвы. Народные игры в детском саду. Вологда 2001.
- Г.В. Комина, О.А. Кузнецова Не забывайте народные игры. // Игра и дети. Журнал для родителей и педагогов №6, 2009г.
- Е. И. Касаткина. Игра в жизни дошкольника. Учебно-методическое пособие. Москва: Дрофа, 2010.
- Источник: информационно – методический и научно педагогический журнал, №4, 2001г / сост.: С.Л. Новоселова, И.А. Качанова, Н.Г. Власова // Издательский центр Вологодского института развития образования, 2001г. 110 стр.
- Народные игры в детском саду: пособие / сост.: Е.И. Касаткина, Г.В. Комина и др. // Издательский центр Вологодского института развития образования, 2001г. 78 стр.
Приложение
ИГРА ХВАЛЕБНАЯ – ВЕЛИЧАЛЬНАЯ
Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины, словесное творчество, развитие эмпатии.
Ход игры: все играющие сидят по кругу, ритмично хлопают в ладоши или шлёпают ладонями по коленям и припевают:
«Ай, долонцы, ай, люли, в гости девицы (мальчики) пришли:
Аннушка- лапушка, Юленька- душенька (Серёженька пригоженький, Ванечка- лапочка)». Игра продолжается до тех пор, пока не похвалят каждого ребенка.
«ВОЛОГОДСКИЕ ЧАСТУШКИ»
1. Поиграйте, поиграйте,
Хорошо играете,
Мы — девчоночки из Вологды,
Наверно, знаете!
2. Мы красивы и счастливы,
Вологодски девушки.
А по Вологде идем,
Звонко песенки поем.
3. Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половице лопнут.
4. Плясать пойду,
Отходите дале!
Неужели вы меня
Раньше не видали.
5. На качелюшке качалась,
Под качелюшкой – вода.
Шубку-юбку оммочила –
Мне от мамыньки беда.
6. Кабы, кабы, да кабы
На носу росли грибы.
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися.
7. Вологодские ребята
Мы нигде не пропадем!
Сами музыку составим,
Сами спляшем и споем.
8. Что, подруга, не весела,
Не слыхать твоих речей?
Видно, сердце разболелось
От овсяных калачей.
9. Эх, топни, нога,
Топни, правенькая,
Все равно ребята любят,
Хоть и маленькая.
10. Ты пляши, ты пляши,
Ты пляши, не дуйся.
Если жалко сапогов,
Ты сходи, разуйся.
11. Ох, кончаю петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
ИГРА «УТУШКОЙ ИГРАТЬ» (БАБУШКИНСКИЙ Р-ОН)
Игроки делились на две группы, одна из которых, взявшись за руки, образовывала круг. Остальные игроки становились в цепочку, ухватив друг друга за подол, и начинали бегать «змейкой» под поднятыми руками, стоявших в кругу, пока не заканчивалась песня. Первый в цепочке игрок назывался «утицей», остальные «утятами».
- Утица шла,
Моховая шла
По каменью,
По-за ламенью,
Сама прошла,
Детей провела,
Самого лучшего ребеночка
Оставила.
Как только песня заканчивалась, игроки, образовавшие круг, опускали руки, и «утята», не успевшие выбежать из круга, оставались внутри него. Так повторялось, пока «утица» не оставалась одна.
ИГРА «ПИРОГ» (ВОЛОГОДСКИЙ РАЙОН)
Дети делятся на 2 группы и становятся напротив друг друга. Между ними садится участник, изображающий пирог. Все поют:
Да экий он высоконький,
Да экий он широконький,
Да экий он мякошенький,
Режь да ешь! (говорком).
После этих слов к пирогу бегут по одному участнику от каждой команды. Кто первым коснется «пирога», уводит его в свою группу. А неудачник становится пирогом. Выигрывает группа, набравшая больше пирогов.
ИГРА «ВЕРЁВОЧКА» (ВАШКИНСКИЙ РАЙОН)
Для игры необходима длинная верёвка, концы которой связывают. Играющие становятся в круг и берут верёвку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться одного из играющих. Чтобы водящий не мог прикоснуться, играющие должны быстро отпустить верёвку и спрятать руки. Как только водящий отходит, они снова берутся за верёвку. Тот из играющих, кого водящий ударит по руке, становится водящим.
Правила игры:
1. Верёвку обязательно надо держать двумя руками.
2. По ходу игры верёвка не должна падать на землю.
ИГРА «ГОНЧАРЫ» (д. СТЕПАНОВСКАЯ ТОТЕМСКИЙ Р-Н)
Считалка:
Ехала торба с высокого горба.
В этой торбе - хлеб, пшеница,
Кто с кем хочет поделиться.
Бери любого самого дорогого.
(С последним словом считалки дети хватаются друг за друга, чтобы встать парами. Тот игрок, кому не досталось пары, становится водящим в игре. Играющие разбиваются на пары — один сидит («горшок»), второй встает сзади («продавец»), и пары образуют круг. Водящий («покупатель») обходит круг, подходит к кому-либо из «продавцов», спрашивает цену:
-Почем горшок?
-По денежке.
-А он без трещинки?
-Проверь.
«Покупатель» легонько стучит по «горшку», который звенит: «дзинь — дзинь». Если горшок не нравится, отходит к другому продавцу, если горшок нравится, «покупатель» говорит: - Давай сговор.
Они берутся за руки и поют:
Чинчары, чинчары,
Собирайтесь гончары,
С-по кусту, с-по насту,
С-по лебедю горазду, вон!
После песни «продавец» и «покупатель» бегут вокруг играющих в разные стороны. Кто первый добежит до «горшка», становится его хозяином.
ИГРА «ДУДАРЬ» (ВОЛОГОДСКИЙ РАЙОН)
Выбирают «Дударя», ходят по кругу, взявшись за руки, и поют:
Дударь, дударь, дударище.
Старый, старый старичище.
Его под колоду, его под гнилую.
-Дударь, дударь, что болит?
Дударь отвечает:
-Рука (нога, голова, правое ухо, нос соседа, пятка соседа слева и т. д.)
Все находящиеся в хороводе одновременно берутся правыми руками за «больное» место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров. Вас ловлю!» Кого поймает, тот становится на его место.
НАРОДНАЯ ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз - прощается,
Второй раз - запрещается,
А на третий раз -
Не пропустим вас!
На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.