Публикация

Лицензия на образовательную деятельность № 909 от 13.08.2014 г., серия 45Л01 №0000092

Название публикации:«Путешествие в страну «Музыка для мамы»» Интегрированное занятие ко Дню Матери с элементами логоритмики для детей подготовительной к школе группы

Предмет:Дошкольное образование

Класс:Дошкольники

Тип материал:Конспекты

Ф.И.О. автора:Корепина Елена Ивановна

Дата публикации:11.12.2023

 

Цели:

  1. Повышение социальной значимости материнства.
  2. Развитие творческих и коммуникативных способностей детей средствами музыкальной и художественной деятельности с элементами логоритмики.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.
  2. Побуждать дошкольников к различным проявлениям музыкальности в музыкально-ритмических движениях, пении, игре на детских музыкальных инструментах.
  3. Способствовать развитию речи у детей через музыкальную деятельность: подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению, развитие координации речи с движением, улучшение функции внешнего дыхания, активизация речи детей через разные виды музицирования.
  4. Развивать воображение в импровизационно – творческой деятельности детей.

Методы и приемы:

  1. Метод умственного поиска: вдумайся, вслушайся, выскажи.
  2. Логопедические упражнения: фонопедическое, упражнения для языка, двигательное, дыхательное.
  3. Метод вопросов, игровые и воображаемые ситуации.

Используемые технологии:

  1. Информационно-коммуникативные технологии
  2. Здоровьесберегающие технологии
  3. Личностно-ориентированные технологии
  4. Игровые технологии
  5. Технология интегрированного обучения 
  6. Технологии элементарного музицирования (использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»)
  7. Технологии обучения певческим навыкам  (Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио» и В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса»)
  • В PPT для детей используются 1, 4, 5 слайды + музыкальная авторская видео-игра «Урожайная».

Ход занятия.

Коммуникативная игра «Поздоровайтесь!»

Дети выстраиваются в два круга – внешний и внутренний с равным числом человек.

- Мы заходим в круг, в круг, (идут по кругу в противоположные стороны)

- Каблуками: тук-тук! (останавливаются, делают два притопа ногами)

- Покружились, покружились, (осторожно кружатся на месте)

- А потом остановились (останавливаются и разворачиваются лицом к лицу с парой из противоположного круга)

- Вот и поздоровались: «Здравствуйте!» (кланяются своей «паре»)

Муз. рук.: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в страну, которой нет ни на карте, ни на глобусе. Это очень интересная страна - музыкальная. Она называется «Музыка для мамы».  Ведь, наступает День Матери! Из поколения в поколение для каждого мама - самый главный человек в жизни. Мама – верный ангел-хранитель, который постоянно думает о нашем счастье и благополучии. Маму не заменит никто и никогда. Это самое дорогое, что есть на Земле.

Осень на дворе давно,

По утрам уже темно.

С каждым днем все холодней,

И зима уж у дверей.

Только есть в календаре

День известный детворе.

Чтобы мамочек поздравить,

Пожелания им отправить!

Вы хотите отправиться в эту страну и подарить своим мамам музыкальные подарки? (Ответ детей). В этом замечательном месте мы будем петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать.   А чтобы туда попасть – надо красиво покружиться и сказать такие слова: «Покружись, повернись, в стране волшебной окажись!» (Дети выполняют)

Вот мы и оказались в волшебной стране. Посмотрите, какая здесь чудесная полянка.  Давайте присядем на нее. Эта полянка называется «Угадай-ка!». Послушайте, какая музыка звучит?

Муз. рук. исполняет фрагмент пьесы «Мама» П.И. Чайковского

для узнавания

(Cлайд с изображением портрета композитора и иллюстрации к пьесе)

Как она называется? Кто ее написал? Что вы представляли, когда звучала музыка? (Ответы детей)

Муз. рук. (подытоживает ответы детей): Конечно, мама может говорить ласковые слова, гладить ребенка по голове, может просто мягко, по-доброму прижать его к себе, обнять. Давайте прослушаем всю пьесу «Мама» Петра Ильича Чайковского и пусть каждый представит себе, как, с какой лаской мама обращается к нему. Каким при этом должно быть выражение лица? (Слайд: идет выбор рисунка-лица и его пояснение. Прослушивание пьесы)

Муз. рук. исполняет пьесу «Мама» П.И. Чайковского

 

Муз. рук.: Молодцы, ребята! Смотрите, к нам залетел осенний листочек. Он приглашает нас отправиться в лес и найти следующую полянку.

Двигательное упражнение «Прогулка в лесу»

В лес осенний мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

 (Дети идут, высоко поднимая колени)

Топают ножки по прямой дорожке.

И поскачут ножки прямо по дорожке.

(Дети двигаются на подскоках)

Скакали, скакали и встали. Стоп! (бубен)

(Дети останавливаются по сигналу бубна)

По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки.

 (Дети идут, приставляя пятку одной ноги к носку другой)

Друг за другом побежали,

И нисколько не устали.

 (Дети легко бегут друг за другом)

Муз. рук.: Очень хорошо! А теперь восстановим наше дыхание. Где наш чудо-носик?

 

Проводится дыхательная гимнастика «Чудо-нос»

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание. (Дети делают вдох и задерживают дыхание)
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

Без дыханья жизни нет, (вдохи всем телом после каждой строчки)

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

Вот мы и пришли! А эта полянка называется «Поиграй-ка!»  На полянке выросли грибочки.

Музыкальная игра «Гриб-волнушка»

(муз. М Картушиной, слова Я. Сатуновского)

 

Дети, взявшись за руки, стоят в кругу. В центре круга на корточках сидит ребёнок - «волнушка». Заранее выбирается девочка-солистка.

На лесной опушке, где жила кукушка   -   дети идут по кругу хороводом

Вырос гриб-волнушка -

шляпка на макушке -                        ребёнок-«волнушка» медленно

                                                            поднимается (растёт)

Дождик шёл, дождик шёл,        -     дети и «волнушка»

Вышел на опушку,                           встряхивают кистями рук

Наклонился и нашёл        -               наклоняются вперёд

Круглую волнушку.        -                показывают на «волнушку» 

Мокнет у волнушки шляпка

на макушке.                            -         кладут руки на макушку и качают головой

Солнце шло, солнце шло,        -      постепенно поднимают 

Вышло на опушку,                           руки, вращая кистями

Пригляделось и нашло        -           наклоняются вперёд

Мокрую волнушку.        -                показывают на «волнушку»

Сохнет у волнушки        -                руки на поясе,

Шляпка на макушке.                       качают головой

Наша Даша в лес пошла,        -       дети хлопают в ладоши

Наша Даша гриб нашла.                 девочка обходит «волнушку»

Вот и нет волнушки        -               девочка и «волнушка»

На лесной опушке.                          берутся за руки и кружатся

 

Муз. рук.: Молодцы, ребята, весело играли! Садимся на места.

Ребята, а что нужно, чтобы в лесу выросли грибы? (Дождики). А какие бывают дождики? (Сильные, грибные, ливни, и т.д.) Вспомните, когда дождик начинает накрапывать, то мы его сначала и не замечаем. Но вот капли начинают капать чаще, и уже слышна его незатейливая песенка. Возьмите деревянные палочки – мы с вами изобразим – как капает дождик. Стихотворение «Ливень» М. Новиковой.

Капля раз, капля два, капли медленно сперва.

Не спеша, не торопясь эта песня началась.

Но вот дождь пошел сильней, и закапал веселей:

Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап!

Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап!

         Ливень, ливень, ливень, ливень,

         Ливень льет как из ведра!

         Ливень, ливень, ливень, ливень,

         Перестать тебе пора!

Капли капают все реже и медленнее, песенка дождя звучит все тише и тише. Вот и последняя капля упала с крыши, дождь закончился.

Дети на деревянных палочках-клавесах изображают дождик

под стихотворение «Ливень», М Новиковой

Ребята, а что еще может вырасти под дождем? (Ответы детей: овощи, фрукты, урожай)

Муз. рук.: Верно! Давайте мы сейчас немного отдохнем, поиграем в пальчиковую игру «Дождик, просыпайся!»

Исполняется пальчиковая гимнастика «Дождик, просыпайся!», М. Басовой

Дождик грядки поливал, (стучим пальчиком по ладошке)

Дождик в небе заскучал (складываем руки под щекой, «засыпаем»)

Милый дождик, просыпайся,

Да за дело принимайся! (хлопаем в ладоши)

Дождь осенний снова льет

Прямо к нам на огород (выбрасываем пальчики рук)

Ты, капуста, подрастай, (формируем руками шар)

Ты, картошка, догоняй! (сжимаем кулачки, крутим ими)

Дождик, грядки поливай, (выбрасываем пальчики)

Будет чудо-урожай! (рисуем руками большой круг над головой)

 

Муз. рук.: Размяли наши пальчики, а сейчас пойдем собирать музыкальный урожай! Разбирайте диатонические колокольчики и бубны и исполним на них песню «Урожайная»

Исполняется оркестр «Урожайная», А. Филиппенко

/Схема авторская, музыкальное видео/ (диатонические колокольчики, бубны.)

 

Муз. рук.: Молодцы, ребята! А нам пора идти дальше.  Превратимся в осенние листочки и полетим! (Дети берут листья в руки под музыку легко бегут друг за другом)

Вот и полянка. А называется она «Песенная». Что мы будет здесь делать? (Петь песни). Но сначала нам надо подготовить свой язычок.

Артикуляционная сказка для языка

  1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.
    Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!) Повторить 3-4 раза.
  2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?
    Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то клеевому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.
  3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?
    Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.
  4. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять.

Интересно, что же увидел язычок на улице?

 

Фонопедическое упражнение «В лесу» (по методу В. Емельянова)

Скрипит старое дерево.

Дети произносят «а-а-а...» — штробас на связках.

Воет ветер в кроне деревьев.

Пропевают «у-у-у!..», делая glissando снизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра.

Шелестят листья на ветру.

Произносят «ш-ш-ш...» на продолжительном выдохе.

Падают на землю острые иголки с елок.

Произносят короткие «а, а, а...» в разных регистрах с показом высоты звука рукой.

Квакают на лесном болоте лягушки.

Произносят «ква-а-а...» в низком регистре.

Зудят комары.

Пропевают «з-з-з...», делая glissando вверх-вниз.

Страшным голосом ухает филин.

Произносят «у-ух!»: 1-й слог самым низким голосом, а 2-й — самым высоким

 

Муз. рук.: Мы хорошо подготовили свой язычок.

Ребята, вы знаете, что наш родной русский язык один из не только самых красивых, но и самых певучих языков в мире. В словах русского языка много гласных звуков, которые можно тянуть, петь их. Поэтому слова становятся напевными. Давайте попробуем проговорить нараспев фразу «Маму я люблю». Можно даже придумать свою мелодию.

Импровизационно-творческая игра «Придумай мелодию»

(дети придумывают свою мелодию на заданный текст)

 

Муз. рук.: Какие вы молодцы! Сколько новых мелодий придумали!

А какую мы споем песню – нам подскажет загадка:

Слово это тёплое сердце согревает,

И без слова этого жизни не бывает.

Утром, днём и вечером я твержу упрямо

Это слово вечное, ласковое — … (Ответ: мама)
             Исполняется песня «Самая хорошая», муз. В Иванникова, сл. О. Фадеевой

 

Муз. рук.: Ребята, нам пора отправляться дальше.

Вместе с быстрым ветерком полянку следующую найдем. (Дети легко бегут под «музыку ветра»). А эта полянка танцевальная.

Танец покажем,

Всем родным скажем:

Скучаем, когда мы

Далеко от мамы.

Исполняется танец «Далеко от мамы» (ф-ма «Барбарики»)

 

Муз. рук.: Очень тепло и задорно у вас получилось. Уверена, что мамам тоже понравится этот танец! Но нам пора идти дальше. По тропиночке пойдем, на полянку попадем. Вот мы и пришли. Эта полянка называется «Игровая». А игра наша будет волшебная. Ведь наши мамы – чудо-волшебницы: все могут и умеют! Давайте всегда помогать нашим мамам, радовать своими успехами и дарить им свою любовь. Посмотрите, сколько здесь красивых цветов, которые вы сделали в группе. Давайте превратимся в волшебников и составим из них один большой букет – открытку-поздравление для наших мам. Сейчас каждый из вас возьмет один бутон и поместит в эту красивую вазу.

Коллективное творчество «Открытка для мамы» (Во время выполнения звучит песня про маму по выбору музыкального руководителя)

Муз. рук.: Какая красивая, нежная получилась наша открытка. Видно, сколько любви вы в нее вложили!

Весело поиграли, но нам пора возвращаться в детский сад.

Покружись, повернись, - В детском саду окажись! (Дети выполняют)

 

Муз. рук.: В воскресенье, в праздничный день, обязательно скажите своим мамам ласковые, нежные слова, обнимите их и преподнесите свой подарок. Я думаю, мамы будут очень рады вашему вниманию и любви!

 

Рефлексия, прощание.

Муз. рук.: Ребята, наше занятие подошло к концу. О ком сегодня мы с вами

говорили? Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей). Я желаю всем мамам быть любимыми, а деткам любить своих мам.

Давайте встанем в круг и нежно возьмемся за руки. Сейчас по кругу от меня

пойдёт «тепло», то есть я с закрытыми глазами легонько пожму своему соседу руку, он – следующему, и так по кругу.

И ещё я хочу подарить вам маленькое сердечко в память о нашем занятии. Всем спасибо и до свидания!

 

Используемая литература:


- Богат В., Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное  

  воспитание. -1994 №1. стр. 17-19

- Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11.  

  стр. 32-38.

- Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л. Взаимосвязь обучения и развития

  музыкального творчества. // Художественное творчество в детском саду. - М.:

  Просвещение, 1981
- Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение,

  1982
- Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.:

  Союз, 1997. 92стр.

- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду

- Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: «ВАКО», 2006

- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий

- Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи

  детей
- Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
- Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты  

  занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2010
- Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2000

- «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе  

   синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред. К.В. Тарасовой – М.: 1998

 - журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007

 

Интернет-ресурсы:

 

https://rosuchebnik.ru/material/mama-milaya-moya-17402/

https://vk.com/wall-198402522_270

http://ds61.krsl.gov.spb.ru/publ/konsultacii_i_rekomendacii_pedagogov/obukhova_tamara_alekseevna/razvivajushhie_muzykalnye_igry_logoritmika_dlja_detej_doshkolnogo_vozrasta/6-1-0-24

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2018/04/15/konspekt-zanyatiya-po-logoritmike

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_muzikalnogo_zanyatiya_den_materi_171925.html

www.den-za-dnem.ru/files-00003/Kotova.doc

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2019/04/12/sovremennye-tehnologii-muzykalnogo