Цели:
- Повышение социальной значимости материнства.
- Развитие творческих и коммуникативных способностей детей средствами музыкальной и художественной деятельности с элементами логоритмики.
Задачи:
- Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.
- Побуждать дошкольников к различным проявлениям музыкальности в музыкально-ритмических движениях, пении, игре на детских музыкальных инструментах.
- Способствовать развитию речи у детей через музыкальную деятельность: подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению, развитие координации речи с движением, улучшение функции внешнего дыхания, активизация речи детей через разные виды музицирования.
- Развивать воображение в импровизационно – творческой деятельности детей.
Методы и приемы:
- Метод умственного поиска: вдумайся, вслушайся, выскажи.
- Логопедические упражнения: фонопедическое, упражнения для языка, двигательное, дыхательное.
- Метод вопросов, игровые и воображаемые ситуации.
Используемые технологии:
- Информационно-коммуникативные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Личностно-ориентированные технологии
- Игровые технологии
- Технология интегрированного обучения
- Технологии элементарного музицирования (использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»)
- Технологии обучения певческим навыкам (Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио» и В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса»)
- В PPT для детей используются 1, 4, 5 слайды + музыкальная авторская видео-игра «Урожайная».
Ход занятия.
Коммуникативная игра «Поздоровайтесь!»
Дети выстраиваются в два круга – внешний и внутренний с равным числом человек.
- Мы заходим в круг, в круг, (идут по кругу в противоположные стороны)
- Каблуками: тук-тук! (останавливаются, делают два притопа ногами)
- Покружились, покружились, (осторожно кружатся на месте)
- А потом остановились (останавливаются и разворачиваются лицом к лицу с парой из противоположного круга)
- Вот и поздоровались: «Здравствуйте!» (кланяются своей «паре»)
Муз. рук.: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в страну, которой нет ни на карте, ни на глобусе. Это очень интересная страна - музыкальная. Она называется «Музыка для мамы». Ведь, наступает День Матери! Из поколения в поколение для каждого мама - самый главный человек в жизни. Мама – верный ангел-хранитель, который постоянно думает о нашем счастье и благополучии. Маму не заменит никто и никогда. Это самое дорогое, что есть на Земле.
Осень на дворе давно,
По утрам уже темно.
С каждым днем все холодней,
И зима уж у дверей.
Только есть в календаре
День известный детворе.
Чтобы мамочек поздравить,
Пожелания им отправить!
Вы хотите отправиться в эту страну и подарить своим мамам музыкальные подарки? (Ответ детей). В этом замечательном месте мы будем петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. А чтобы туда попасть – надо красиво покружиться и сказать такие слова: «Покружись, повернись, в стране волшебной окажись!» (Дети выполняют)
Вот мы и оказались в волшебной стране. Посмотрите, какая здесь чудесная полянка. Давайте присядем на нее. Эта полянка называется «Угадай-ка!». Послушайте, какая музыка звучит?
Муз. рук. исполняет фрагмент пьесы «Мама» П.И. Чайковского
для узнавания
(Cлайд с изображением портрета композитора и иллюстрации к пьесе)
Как она называется? Кто ее написал? Что вы представляли, когда звучала музыка? (Ответы детей)
Муз. рук. (подытоживает ответы детей): Конечно, мама может говорить ласковые слова, гладить ребенка по голове, может просто мягко, по-доброму прижать его к себе, обнять. Давайте прослушаем всю пьесу «Мама» Петра Ильича Чайковского и пусть каждый представит себе, как, с какой лаской мама обращается к нему. Каким при этом должно быть выражение лица? (Слайд: идет выбор рисунка-лица и его пояснение. Прослушивание пьесы)
Муз. рук. исполняет пьесу «Мама» П.И. Чайковского
Муз. рук.: Молодцы, ребята! Смотрите, к нам залетел осенний листочек. Он приглашает нас отправиться в лес и найти следующую полянку.
Двигательное упражнение «Прогулка в лесу»
В лес осенний мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Дети идут, высоко поднимая колени)
Топают ножки по прямой дорожке.
И поскачут ножки прямо по дорожке.
(Дети двигаются на подскоках)
Скакали, скакали и встали. Стоп! (бубен)
(Дети останавливаются по сигналу бубна)
По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки.
(Дети идут, приставляя пятку одной ноги к носку другой)
Друг за другом побежали,
И нисколько не устали.
(Дети легко бегут друг за другом)
Муз. рук.: Очень хорошо! А теперь восстановим наше дыхание. Где наш чудо-носик?
Проводится дыхательная гимнастика «Чудо-нос»
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание. (Дети делают вдох и задерживают дыхание)
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Без дыханья жизни нет, (вдохи всем телом после каждой строчки)
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
Вот мы и пришли! А эта полянка называется «Поиграй-ка!» На полянке выросли грибочки.
Музыкальная игра «Гриб-волнушка»
(муз. М Картушиной, слова Я. Сатуновского)
Дети, взявшись за руки, стоят в кругу. В центре круга на корточках сидит ребёнок - «волнушка». Заранее выбирается девочка-солистка.
На лесной опушке, где жила кукушка - дети идут по кругу хороводом
Вырос гриб-волнушка -
шляпка на макушке - ребёнок-«волнушка» медленно
поднимается (растёт)
Дождик шёл, дождик шёл, - дети и «волнушка»
Вышел на опушку, встряхивают кистями рук
Наклонился и нашёл - наклоняются вперёд
Круглую волнушку. - показывают на «волнушку»
Мокнет у волнушки шляпка
на макушке. - кладут руки на макушку и качают головой
Солнце шло, солнце шло, - постепенно поднимают
Вышло на опушку, руки, вращая кистями
Пригляделось и нашло - наклоняются вперёд
Мокрую волнушку. - показывают на «волнушку»
Сохнет у волнушки - руки на поясе,
Шляпка на макушке. качают головой
Наша Даша в лес пошла, - дети хлопают в ладоши
Наша Даша гриб нашла. девочка обходит «волнушку»
Вот и нет волнушки - девочка и «волнушка»
На лесной опушке. берутся за руки и кружатся
Муз. рук.: Молодцы, ребята, весело играли! Садимся на места.
Ребята, а что нужно, чтобы в лесу выросли грибы? (Дождики). А какие бывают дождики? (Сильные, грибные, ливни, и т.д.) Вспомните, когда дождик начинает накрапывать, то мы его сначала и не замечаем. Но вот капли начинают капать чаще, и уже слышна его незатейливая песенка. Возьмите деревянные палочки – мы с вами изобразим – как капает дождик. Стихотворение «Ливень» М. Новиковой.
Капля раз, капля два, капли медленно сперва.
Не спеша, не торопясь эта песня началась.
Но вот дождь пошел сильней, и закапал веселей:
Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап!
Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап!
Ливень, ливень, ливень, ливень,
Ливень льет как из ведра!
Ливень, ливень, ливень, ливень,
Перестать тебе пора!
Капли капают все реже и медленнее, песенка дождя звучит все тише и тише. Вот и последняя капля упала с крыши, дождь закончился.
Дети на деревянных палочках-клавесах изображают дождик
под стихотворение «Ливень», М Новиковой
Ребята, а что еще может вырасти под дождем? (Ответы детей: овощи, фрукты, урожай)
Муз. рук.: Верно! Давайте мы сейчас немного отдохнем, поиграем в пальчиковую игру «Дождик, просыпайся!»
Исполняется пальчиковая гимнастика «Дождик, просыпайся!», М. Басовой
Дождик грядки поливал, (стучим пальчиком по ладошке)
Дождик в небе заскучал (складываем руки под щекой, «засыпаем»)
Милый дождик, просыпайся,
Да за дело принимайся! (хлопаем в ладоши)
Дождь осенний снова льет
Прямо к нам на огород (выбрасываем пальчики рук)
Ты, капуста, подрастай, (формируем руками шар)
Ты, картошка, догоняй! (сжимаем кулачки, крутим ими)
Дождик, грядки поливай, (выбрасываем пальчики)
Будет чудо-урожай! (рисуем руками большой круг над головой)
Муз. рук.: Размяли наши пальчики, а сейчас пойдем собирать музыкальный урожай! Разбирайте диатонические колокольчики и бубны и исполним на них песню «Урожайная»
Исполняется оркестр «Урожайная», А. Филиппенко
/Схема авторская, музыкальное видео/ (диатонические колокольчики, бубны.)
Муз. рук.: Молодцы, ребята! А нам пора идти дальше. Превратимся в осенние листочки и полетим! (Дети берут листья в руки под музыку легко бегут друг за другом)
Вот и полянка. А называется она «Песенная». Что мы будет здесь делать? (Петь песни). Но сначала нам надо подготовить свой язычок.
Артикуляционная сказка для языка
- Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!) Повторить 3-4 раза. - Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то клеевому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз. - После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх. - Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять.
Интересно, что же увидел язычок на улице?
Фонопедическое упражнение «В лесу» (по методу В. Емельянова)
Скрипит старое дерево.
Дети произносят «а-а-а...» — штробас на связках.
Воет ветер в кроне деревьев.
Пропевают «у-у-у!..», делая glissando снизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра.
Шелестят листья на ветру.
Произносят «ш-ш-ш...» на продолжительном выдохе.
Падают на землю острые иголки с елок.
Произносят короткие «а, а, а...» в разных регистрах с показом высоты звука рукой.
Квакают на лесном болоте лягушки.
Произносят «ква-а-а...» в низком регистре.
Зудят комары.
Пропевают «з-з-з...», делая glissando вверх-вниз.
Страшным голосом ухает филин.
Произносят «у-ух!»: 1-й слог самым низким голосом, а 2-й — самым высоким
Муз. рук.: Мы хорошо подготовили свой язычок.
Ребята, вы знаете, что наш родной русский язык один из не только самых красивых, но и самых певучих языков в мире. В словах русского языка много гласных звуков, которые можно тянуть, петь их. Поэтому слова становятся напевными. Давайте попробуем проговорить нараспев фразу «Маму я люблю». Можно даже придумать свою мелодию.
Импровизационно-творческая игра «Придумай мелодию»
(дети придумывают свою мелодию на заданный текст)
Муз. рук.: Какие вы молодцы! Сколько новых мелодий придумали!
А какую мы споем песню – нам подскажет загадка:
Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — … (Ответ: мама)
Исполняется песня «Самая хорошая», муз. В Иванникова, сл. О. Фадеевой
Муз. рук.: Ребята, нам пора отправляться дальше.
Вместе с быстрым ветерком полянку следующую найдем. (Дети легко бегут под «музыку ветра»). А эта полянка танцевальная.
Танец покажем,
Всем родным скажем:
Скучаем, когда мы
Далеко от мамы.
Исполняется танец «Далеко от мамы» (ф-ма «Барбарики»)
Муз. рук.: Очень тепло и задорно у вас получилось. Уверена, что мамам тоже понравится этот танец! Но нам пора идти дальше. По тропиночке пойдем, на полянку попадем. Вот мы и пришли. Эта полянка называется «Игровая». А игра наша будет волшебная. Ведь наши мамы – чудо-волшебницы: все могут и умеют! Давайте всегда помогать нашим мамам, радовать своими успехами и дарить им свою любовь. Посмотрите, сколько здесь красивых цветов, которые вы сделали в группе. Давайте превратимся в волшебников и составим из них один большой букет – открытку-поздравление для наших мам. Сейчас каждый из вас возьмет один бутон и поместит в эту красивую вазу.
Коллективное творчество «Открытка для мамы» (Во время выполнения звучит песня про маму по выбору музыкального руководителя)
Муз. рук.: Какая красивая, нежная получилась наша открытка. Видно, сколько любви вы в нее вложили!
Весело поиграли, но нам пора возвращаться в детский сад.
Покружись, повернись, - В детском саду окажись! (Дети выполняют)
Муз. рук.: В воскресенье, в праздничный день, обязательно скажите своим мамам ласковые, нежные слова, обнимите их и преподнесите свой подарок. Я думаю, мамы будут очень рады вашему вниманию и любви!
Рефлексия, прощание.
Муз. рук.: Ребята, наше занятие подошло к концу. О ком сегодня мы с вами
говорили? Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей). Я желаю всем мамам быть любимыми, а деткам любить своих мам.
Давайте встанем в круг и нежно возьмемся за руки. Сейчас по кругу от меня
пойдёт «тепло», то есть я с закрытыми глазами легонько пожму своему соседу руку, он – следующему, и так по кругу.
И ещё я хочу подарить вам маленькое сердечко в память о нашем занятии. Всем спасибо и до свидания!
Используемая литература:
- Богат В., Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное
воспитание. -1994 №1. стр. 17-19
- Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11.
стр. 32-38.
- Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л. Взаимосвязь обучения и развития
музыкального творчества. // Художественное творчество в детском саду. - М.:
Просвещение, 1981
- Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение,
1982
- Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.:
Союз, 1997. 92стр.
- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду
- Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: «ВАКО», 2006
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий
- Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи
детей
- Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
- Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты
занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2010
- Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2000
- «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе
синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред. К.В. Тарасовой – М.: 1998
- журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007
Интернет-ресурсы:
https://rosuchebnik.ru/material/mama-milaya-moya-17402/
https://vk.com/wall-198402522_270
http://ds61.krsl.gov.spb.ru/publ/konsultacii_i_rekomendacii_pedagogov/obukhova_tamara_alekseevna/razvivajushhie_muzykalnye_igry_logoritmika_dlja_detej_doshkolnogo_vozrasta/6-1-0-24
https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2018/04/15/konspekt-zanyatiya-po-logoritmike
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_muzikalnogo_zanyatiya_den_materi_171925.html
www.den-za-dnem.ru/files-00003/Kotova.doc
https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2019/04/12/sovremennye-tehnologii-muzykalnogo