Публикация

Лицензия на образовательную деятельность № 909 от 13.08.2014 г., серия 45Л01 №0000092

Название публикации:Влияние театрализованных игр на нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Предмет:Дошкольное образование

Класс:Дошкольники

Тип материал:Другие методические материалы

Ф.И.О. автора:Комина Наталия Александровна

Дата публикации:12.02.2023

      В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающееся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально-волевой сферы и социальной незрелости детей.

Следует отметить, что роль системы дошкольного образования значительно выросла, поскольку дошкольное образование теперь является первым уровнем общего образования в Российской Федерации. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, "включение дошкольного образования в общее образование, с одной стороны - это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию ". Вместе с тем объективность такова, что каждый ребенок, за исключением особых случаев, до достижения им биопсихосоциальной зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательной организации. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед личностью ребенка и обществом в целом.

Известно, что первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становиться для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с окружающими. Развитие чувств зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых он живет. К таким условиям относятся: положение в семье и в детском саду, круг интересов ребёнка, деятельность, в которой он участвует. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение в становлении личности ребёнка.

Таким образом, задача развития нравственной сферы на данном этапе решается при грамотной организации взаимодействия с воспитанниками.

 В одном из направлений художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста можно считать активизацию художественных и музыкальных способностей детей, формирование и развитие театрализованной деятельности воспитанников. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника, то именно в игре возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы. Через игру ребенок может приобрести тот самый необходимый опыт осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную ситуацию и принимать верное решение. Театрализованная игра в свою очередь формирует у детей нравственные качества: доброжелательность, гуманное отношение к людям, уважение к старшим и т. д.

Таким образом, понимание значимости нравственного воспитания личности ребенка и побудило к поиску форм и методов нравственного развития детей дошкольного возраста. В рамках деятельности детского сада этот процесс требует создания специальных условий, в которые входят: раннее диагностирование данной проблемы, организация системы работы по данному направлению, использование разнообразных форм и методов в работе с воспитанниками, взаимодействие с родителями (законными представителями).

По мнению ряда учёных, педагогов и психологов: А.В. Запорожца, А.Д. Леонтьева, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина и других, игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, эмоций, усвоенных знаний и умений. В свою очередь театрализованные игры являются эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития, совершенствования диалогов и монологов, освоения средствами выразительности речи.

Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

.Поскольку в настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка, имеют социальную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное, помогают психологической адаптации ребенка в обществе.

В своей работе, мы часто используем театрализованную деятельность с воспитанниками на занятиях, в совместной и самостоятельной игровой деятельности в режимных моментах: игры-имитации, игры с театральными куклами, режиссёрские игры, игровые упражнения на развитие основных эмоций, небольшие инсценировки, игры-драматизации. В работе с детьми широко используются дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, упражнения на развитие мимики, жестов и движений. Знакомим детей с разными видами театра, используемыми в детском саду.

Заметный плюс таких занятий в том, что дети не боятся высказывать свою точку зрения. В ходе работы дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Итак, мы видим, что благодаря театрализованной деятельности происходит формирование нравственных качеств дошкольников. Через игровые театрализованные упражнения происходит нравственное обогащение формируемой личности воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец формы

Учитывая утверждение о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, можно сказать, что именно в игре возможно найти резервы, позволяющие оптимально и ненавязчиво осуществить адекватное развитие нравственной сферы. Ведь игра формирует в детях нравственные качества, которые в дальнейшем дети применяют на протяжении своей жизни.

Посредством театрализованной деятельности происходит осмысление нравственных ценностей, повышение нравственной культуры как воспитанников, так педагогов и родителей, что способствует укреплению сотрудничества ДОУ и семьи в решении общей задачи по формированию нравственности детей дошкольного возраста. Умелая организация театрализованной деятельности способствует формированию положительных качеств дошкольников, что является так же актуальным в свете нового ФГОС ДО, и находит свое отражение в работе педагогов дошкольного образования.