Современный образовательный процесс.
Игровые технологии в условиях реализации ФГОС ДО.
Савельева Алена Александровна, музыкальный руководитель МДОУ № 96 «Соловушка» педагог высшей квалификационной категории,
Корепина Елена Ивановна, музыкальный руководитель МДОУ № 96 «Соловушка» педагог высшей квалификационной категории.
Л.С. Выготский «Игра-пространство
«внутренней социализации» ребёнка,
средство усвоения социальных установок».
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.
В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств по реализации образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.
Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:
- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);
- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).
Ценность педагогической технологии в том, что она:
- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
- создает условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Игровые технологии – это систематизированные наборы игр, упражнений, заданий игрового характера, которые могут быть направлены на реализацию задач развития у детей тех или иных значимых социально-коммуникативных способностей и коррекции их недостатков.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.
Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также в игре, дающей ребенку:
- возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;
- быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);
- прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- первым шагом социализации ребенка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
- учета возрастных и индивидуальных возможностей.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности .
Ее задачи:
- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.
- Подобрать средства, активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
Предметно – пространственная среда. Для позитивной социализации мы организуем предметно-пространственную среду (использование различных атрибутов, масок, музыкальных и шумовых инструментов, что позволяет вызвать у ребенка интерес к творчеству, к действию);
Коммуникативные игры и танцы. Для усвоения норм и ценностей, включая моральные и нравственные ценности, для развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками используем коммуникативные игры и танцы.
Например «Я с ребятами дружу» направлена не только на развитие чувства партнерства, бережного отношение друг к другу, но и умение находить ритмическую пульсацию в музыке и речи, освоение движений общей и мелкой моторики, через игру.
Думаю, у каждого педагога есть свой запас коммуникативных игр: у Бурениной в «Ритмической мозаике» представлен ряд коммуникативных танцев «Дружные пары», несколько парных танцев, «У меня, у тебя», «Поссорились-помирились».
Игры коммуникативной направленности так же помогают в формировании готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивных установок к разным видам труда и творчества, создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощения.
(- развития коммуникативных навыков;- работы над ощущением формы;
- развития двигательной координации;- развития чувства ритма.)
Ситуации коммуникативной успешности
В своей работе стараемся создать для детей ситуации коммуникативной успешности. Например в игре «Веселые пчелки» Дети с пчелками под быструю, веселую музыку двигаются по залу по кругу или в рассыпную, а под медленную, плавную – пчелки собирают нектар с цветов. В музыкальных играх такого типа дети получают радость от движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить и проявить.
Музыкально - ритмические игры с атрибутами (обручи плоскостные, координационная лесенка) Музыкально-ритмические игры с атрибутами помогают в развитии музыкально-ритмического слуха, музыкально-сенсорные способностей, активизируют слуховое восприятие музыки; Стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Музыкально – ритмические игры с передаванием предметов.
Например, музыкально – ритмические игры с передаванием предметов под музыку, развивают и чувство ритма, и двигательную координацию, а так же способствует развитию доброжелательных отношений. Передавать можно все что угодно: шишки, капельки, ложки, возможно, к музыке добавлять слова. Это могут быть коротенькие стихи, скороговорки и др. Например: «Кашу я себе варю», «Ритмические стаканчики» и др…
Двигательный и речевой центры находятся рядом, поэтому работая над ритмом и координацией движения мы способствуем и речевому развитию, что немаловажно в дошкольном возрасте.
Познавательный интерес. Стараемся использовать такие музыкально ритмические и коммуникативные игры, которые помогали не только в развитии музыкальных способностей, становлению позитивной социализации, но и формировали познавательный интерес (любая музыкальная игра, танец должны расширять кругозор ребенка, раскрывать разнообразие и целостность окружающего мира).
Список литературы
- Ветлугина Н. А. «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;
- Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр;
- Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный ритм. / И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева // Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2007.
- Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников;
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. - 944 c.
- Сергеева И. С.,Гайнуллова Ф.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации
- Тарасова К.В. Воспроизведение звукового ритма дошкольного возраста // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 1970. – 2. – С.11 – 14.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей - М.: Издательство Академия педагогических наук РСФСР», 1947.
- Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование:музыка, речь, движения – М.: Издательсво Москва, 2009.
- Тютюнникова Т.Э. Веселая шарманка. Шумовой оркестр для детей – М.: Издательство Москва, 2014.
- Шуть Н.Н. Секреты эффективных игр для развития ребенка.