На протяжении многих столетий человечество сталкивалось с конфликтными ситуациями. Эти ситуации, как и другие жизненные трудности, не всегда разрешаются конструктивным путём. В споре стороны довольно часто не могут понять истинную причину конфликта, услышать мнение другого человека, а также найти правильный выход из сложившейся ситуации. Одним из возможных способов управления конфликтами и их завершения является медиация. В ситуацию конфликта вступают третьи участники, которые дают сторонам выразить свои эмоции и помогают установить контакт между ними. Рассмотрение этой темы необходимо начать с изучения основного понятия.
Медиация - это переговоры с целью урегулирования конфликтных, спорных, сложных ситуаций в интересах каждого с участием нейтрального третьего лица (медиатора). А медиатор - нейтральная, беспристрастная, независимая третья сторона, способствующая конфликтующим в поиске взаимоудовлетворяющего решения и достижению договоренности о будущих отношениях.
Разрешения конфликтов с помощью медиативных технологий меня очень заинтересовала, и я хотела бы её внедрить в дошкольное образовательное учреждение. Что такое медиативный подход? Это навыки по предупреждению споров и выходу из спора, которым можно научить практически любого человека. Медиативный подход был разработан специалистами Научно-методического центра медиации и права (г. Москва) под руководствомЦ.А. Шамликашвилли и представляет собой системное применение медиации в различных отраслях и сферах деятельности.
Это подход, основанный на менталитете сотрудничества. Такой подход, по мнению авторов, может использоваться как управленческая стратегия для успешной реализации проектов любой степени сложности, поскольку основывается на общественном согласии и ориентации на достижение консенсуса.
В дошкольном образовательном учреждении медиативный подход может быть ориентирован на создание безопасной среды в целях, как предупреждения конфликтных ситуаций, так и цивилизованного их разрешения.
Использование современных медиативных технологий в управлении дошкольным образовательным учреждением обусловлено необходимостью модернизации, значительных перемен в системе дошкольного образования в сторону социального партнерства. В настоящее время система образования стоит перед необходимостью создания новой модели образовательного процесса, соответствующей запросам современного российского общества. А в основу медиативного подхода ложатся принципы медиации: уважение к человеку, конфиденциальность, добровольность, нейтралитет и толерантность по отношению к человеку, принятие его таким, какой он есть с учетом его интересов и потребностей, самостоятельное принятие решения и принцип ответственности за это принятое решение и его последствия.
Основываясь на своём опыте работы, могу отметить, что к основной линейке наиболее острых и частых конфликтов в дошкольном образовательном учреждении относятся конфликты, происходящие между родителями и воспитателями, а также в самом педагогическом коллективе.
Ни одна из конфликтующих сторон, в основном, не хочет уступать другой, при каждой встрече происходят столкновения и изо дня в день они находятся в постоянном напряжении, которое накапливается и приводит к негативным последствиям. Я считаю, что служба медиации в ДОУ поможет эффективно разрешать подобные конфликтные ситуации, в результате чего обе стороны смогут услышать друг друга во время открытого совместного диалога и определить пути выхода из конфликта.В дошкольном образовательном учреждении медиативный подход поможет создать безопасную среду, которая будет способствовать предупреждению конфликтных ситуаций и благоприятному их разрешению.В системе управления дошкольным образовательным учреждением возможно использовать медиативные технологии таким образом: при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми; в процессе взаимодействия с родителями; в процессе управления дошкольным учреждением; в процессе организации методической работы с педагогическими кадрами.При организации воспитательно-образовательного процесса с детьми медиативный подход можно применять при обучении детей и родителей конструктивному поведению в состоянии конфликта, создавая условия для снижения уровня агрессии, формируя жизненную позицию сотрудничества у детей и взрослых. Медиативный подход обеспечивает человека уже на ранней стадии развития той мотивационной составляющей, которая будет определять его поступки в дальнейшем.Большое значение имеет семейная медиация, которая обеспечивает возможность конструктивно обсудить интересы и потребности детей. Применяя медиативный подход при взаимодействии с родителями, можно быстрее наладить диалог, избегая обвинительных слов и оценочных категорий. Слова могут разрядить или накалить обстановку, в зависимости от того, как их используют.
Применяя медиативные техники можно эффективно наладить контакт, как с родителями, так и с детьми в ситуациях накаленного конфликта, либо использовать их как превентивные средства.Навыки медиативного подхода необходимы руководителю в процессе управления дошкольным учреждением для нормализации межличностных отношений в коллективе. Многие конфликты на работе создают стены между людьми, которые работают совместно. Недопонимание в трудовых отношениях достаточно часто встречающееся явление, негативно влияющее на производственную сферу, личностное достоинство работника, на качество взаимоотношений работника и работодателя, а также на отношения между самими работниками.В процессе организации методической работы с педагогическими кадрами обучение медиативным технологиям поможет повысить профессиональный уровень воспитателей, педагогическое мастерство при реализации своих трудовых функций.Обучение медиативному подходу воспитателей дошкольных образовательных учреждений необходимо для развития их коммуникативной компетенции: желании и умении вступать в коммуникацию, способности ориентироваться в ситуации общения.
Высокая эффективность медиации связана с тем, что она представляет собой процесс управляемой коммуникации. Владение коммуникативными техниками повысит эффективность и скорость урегулирования конфликтов, возникающих в сфере деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.