Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 25муниципального образования Темрюкский район УТВЕРЖДЕНОрешением педсовета протокол № 1от 30.08.2020 годаПредседатель педсовета ______ Е.Н.Давыдова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Этика- азбука добра» Класс: 7 Уровень изучения предмета: базовый Учитель: Демирханова Светлана Павловна Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования- Программы внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Издательство Москва, Вентана – Граф, 2011 г.Цели курса - Развитие эмоциональной и культурной сфер ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций-Освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе - Формирование культуры воспитания и основных правил этикетаСодержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:обучить навыкам культуры общения и сотрудничества;сформировать у обучающихся навыки речевого этикета и культуры поведения;развивать коммуникативные умения в процессе общения;ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности Результаты освоения курса внеурочной деятельностиВоспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление общекультурного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника среднего возраста социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно - ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.Личностные результаты: • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;• формирование основных навыков культуры воспитания и этикета;• заинтересованность не только в личном успехе, но и в осознании культуры своего поведения;Метапредметные результаты:• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:1) использование элементов причинно-следственного анализа;2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в тексте др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные результаты:• относительно целостное представление культуре и этикете, о поведении в общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;• знание ряда ключевых понятий об этике, этикете, воспитании; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;• понимание значения коммуникации в межличностном общении;• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (УУД)Личностные УУД· самоопределение· ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих· установка на здоровый образ жизниРегулятивные УУД· понимание и сохранение учебной задачи· адекватное восприятие оценки учителя и окружающих· осуществление пошагового и итогового контроля· различие способа и результата действияПознавательные УУД· включение в творческую деятельность учащихся· установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий· осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя· построение этически грамотных высказываний в устной и письменной формеКоммуникативные УУД· адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач· умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельностиаргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности Содержание курса внеурочной деятельности Введение.Культура поведения. Этика – наука о морали. Школьный этикет.Правила поведения в школе. Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Поступки человека и его характер. Отзывчивость и доброта. Зачем быть вежливым. Взаимопомощь: учёба и труд. Школьное имущество надо беречь.Правила общения.Доверие в общении. Вежливый ли я дома? Приветствия и знакомства. Устав – основной закон школы. Библиотека – хранительница знаний. Я и мои друзья. Справедливость. Что такое конфликт.О трудолюбии.Труд кормит, а лень портит. Как организовать свой труд. О трудолюбии. Уход за своими вещами.Золотые руки. Герои труда.Обязанности ученика в школе и дома.Культура внешнего вида. Требования к внешнему виду человека. Человек и его имя.Красота внешняя и красота душевная. Одежда будничная и праздничная.Внешкольный этикет.«Моя семья: традиции и праздники». Поведение в гостях. Правила поведения на улице. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в общественных местах. Праздничный этикет. Тематическое планирование№ п/пНаименование раздела Количество часов1Введение22Школьный этикет73Правила общения84О трудолюбии75Культура внешнего вида46Внешкольный этикет6 Итого: 34 «СОГЛАСОВАНО»Заместитель директора по УВР_________ __________________«__» августа 2020г. Муниципальное образование Темрюкский районМуниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 25муниципального образования Темрюкский район КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ по внеурочной деятельности «Этика- азбука добра»Класс: 7 Учитель: Демирханова Светлана Павловна Количество часов: всего - 34 часа; в неделю - 1 час Планирование составлено на основе рабочей программы по внеурочной деятельности «Этика- азбука добра» для 6 класса Демирхановой С.П. , утверждённой решением педсовета № 1 от 30.08.2020 г. № урокаТема урокаКол-во часовДатаплан факт Глава 1. Введение2 ч 1Культура поведения1 2Этика – наука о морали1 Глава 2. Школьный этикет7 ч 3Правила поведения в школе1 4Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим1 5Поступки человека и его характер1 6Отзывчивость и доброта1 7Зачем быть вежливым1 8Взаимопомощь: учёба и труд1 9Школьное имущество надо беречь1 Глава 3. Правила общения8 ч 10Доверие в общении.1 11Вежливый ли я дома?1 12Приветствия и знакомства1 13Устав – основной закон школы.1 14Библиотека – хранительница знаний1 15Я и мои друзья1 16Справедливость1 17Что такое конфликт1 Глава 4. О трудолюбии7 ч 18Труд кормит, а лень портит1 19Как организовать свой труд1 20О трудолюбии1 21Уход за своими вещами1 22Золотые руки1 23Герои труда1 24Обязанности ученика в школе и дома1 Глава 5. Культура внешнего вида4 ч 25Требования к внешнему виду человека1 26Человек и его имя1 27Красота внешняя и красота душевная1 28Одежда будничная и праздничная1 Глава 6. Внешкольный этикет6 ч 29«Моя семья: традиции и праздники»1 30Поведение в гостях1 31Правила поведения на улице1 32Правила поведения в транспорте1 33Правила поведения в общественных местах.1 34Праздничный этикет1