Цели:
- создание атмосферы радостного настроения;
- формирование нравственных чувств: патриотизма, любви и уважения к Родине.
Задачи:
- знакомить с историей возникновения русской гармошки, с ее разнообразием видов;
- углублять и обобщать знания детей о русском народном творчестве;
- воспитывать интерес к народной культуре и чувство гордости за русских мастеров
гармошки и гармонистов;
- развивать творческое отношения к музыке в доступной для детей
деятельности (передача образов и импровизация в музыкальных играх, танцах,песнях,
частушках).
Интеграция образовательных областей: коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседы о русском народном творчестве, инструментах, гармони; разучивание песен: «Заиграй, гармошка!» (О. Осипова) частушек; танцев: «Гармонист Тимошка», «Веселая кадриль»; «Веселого оркестра» с р.н.и.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, музыкальные инструменты для оркестра, гармошка для танца, народные костюмы для детей.
Ход развлечения
Дети заходят в музыкальный зал под музыку «Ливенские страдания»
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Вы узнали, какой инструмент играет?
Дети: Гармошка.
Ведущий: Правильно. Сегодня мы с вами будем слушать гармошку, говорить о ней, петь под нее песни, частушки и плясать. А вот и хозяйка нашего праздника (Выносит гармонь)
***
Хоть не хитрый инструмент,
Но развеселит в момент,
Вам знакомая немножко,
Наша русская (гармошка)
***
По бокам коробочки,
Костяные кнопочки,
Растянул ее меха –
Стал похож на жениха.
***
То толстеет,
То худеет,
На весь дом голосит,
Всю деревню веселит.
***
Гармонь, гармонь, гармошечка,
Русская душа!
Тронь ее немножечко,
Сразу весела.
Ведущий: Русская гармошка… Больше века звучит она на Руси. Для России гармошка не просто музыкальный инструмент, она – её душа, её светлый и радостный голос. Ни один праздник не обходился на Руси без гармони. А сколько ей посвящено стихов и песен – не сосчитать!
***
Играй, гармонь!
Играй, волнуя,
Про ширь степей и тишь лесов,
Про землю вольную, родную
Про славу дедов и отцов.
Играй, гармонь!
Чтоб было слышно
Тебя в округе и глуши,
На голос твой чтоб люди вышли
Сплясать и спеть от всей души.
Гармоника так популярна в России, особенно в деревне, на селе, что кажется своей, родной, исконно русской, хотя была изобретена не у нас, а в Германии городе Берлине.
А теперь давайте послушаем и посмотрим, как звучит и выглядит гармошка, ведь мастеров, которые делали гармошки, было много. Славились мастера, жившие в Туле, Саратове и в других городах, а их инструменты называли «тульскими» гармониками, «саратовскими», то есть, по названию того города, где они были сделаны.
Детям показывается слайд-фильм
Ведущий (слайд): А это кто?
На плече висит ремень,
А под мышкой инструмент,
Деревенский наш артист,
Этот парень (Дети: гармонист)!
На гармошке вам сыграет, ноги в пляс идти заставит.
Ребята, а кто такой гармонист? Это человек, который играет на гармошке. На Руси любые праздники не обходились без весёлого гармониста. Гармонист всегда брал с собой гармонь и надевал фуражку, украшенную цветком.
Ты играй, играй, гармошка –
Золотые планочки!
Гармонист, бери скорее
Звонкую тальяночку!
Представьте, что вы гармонисты, а играть на гармони не просто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки-клавиши. А еще трудность состоит в том, что гармонист играет на ощупь, то есть не видит он кнопочки на своей гармони. А теперь представьте, что все вы – гармонисты. Поиграйте своими пальчиками на воображаемых гармошках.
Проводится пальчиковая гимнастика «Гармошка» под звучание гармони
Ведущий: Нажимает гармонист на кнопки, и начинает гармошка разговаривать – то грустно, то весело. Как растянет меха своей гармошки, так польётся песня: то весёлая, то грустная, то быстрая, а то - протяжная.
Эх, гармошка, голосиста,
Твой напев приятен мне,
Ручейком он льется чистым
По родимой стороне!
Давайте послушаем песню и посмотрим, как танцуют под гармошку дети подготовительной группы
«Заиграй, гармошка!» (О. Осипова) в исполнении детей подготовительной группы
Ведущий: Много песен можно спеть про гармонь. Но есть особенные, коротенькие. В народе их называют припевки или частушки. Заиграет гармонист весёлую музыку, и вдруг, кто-нибудь звонко запоёт частушку:
«Эй, Тимошка, на гармошке заиграй скорее,
Под неё нам петь частушки будет веселее!»
А сейчас я предлагаю послушать частушки в исполнении детей старшей группы.
Исполняются частушки про гармонь, старшая группа
Частушки про гармошку
1. Как гармошка заиграет.
Невозможно утерпеть.
Ох, держитесь, мои ножки,
Я частушки буду петь.
2. Как гармошка заиграет,
Значит надо выходить.
И самой повеселиться,
И людей повеселить.
3. Подружка моя, что я натворила,
Петь частушку вышла я,
Гармошку позабыла!
4. Рано утром на крыльце
Развернул гармошку,
И петух наш на заборе
Распевал частушку!
5. Ой, подружка дорогая,
Разверни свою гармонь,
И частушку- хохотушку
Мы споём с тобой вдвоём!
6. На гармошке я играю,
Собираю детвору,
Я девчонка- озорница,
И танцую, и пою!
7. Ой, ребята, расскажу,
Я с гармошкой не грущу.
С ней с утра до поздней ночи
Я соседей веселю!
8. Я с гармошкой по деревне
Весело гуляю,
И вот третий год подряд
Песню сочиняю!
9. Я решил купить гармонь,
Думал, что сыграю,
Только кнопки от меня
Вдруг все убежали!
10. Гармошка моя,
Звонко заливается,
А Танюша крепко спит
И не просыпается!
11. Я сыграю на гармошке,
Всех ребят я позову,
И Ванюше в день рожденья
Я гармошку подарю!
Ведущий: Сколько песен много в мире,
Сколько люди сочинили,
И, наверное, еще
Сочинят ни две, ни сто.
А сколько песен под гармошку
Спето в годы той войны?
И гармонисты ловко-ловко
Играли нам в затишья дни!
Шла гармонь в шинели серой
По дороге фронтовой,
Прижимаясь близко к телу,
Согревала как огонь!
За четыре страшных года
Сколько видела всего?
И в жару, в пургу, в морозы
Как солдату с ней легко!
По солдатской путь-дорожке
Сколько ею пройдено,
Всю войну прошла гармонь
И достойна ордена!
Гармонь для солдата – второе оружие, без гармони солдат – не солдат!
Ведущий: Вспомним ту тяжелую, ту войну лихую,
Вспомним и гармони песню озорную,
Как она играла, за собой ведя,
Как, не уставая, все к Берлину шла!
Вспомним вальсы и частушки,
Песни тех далеких лет.
Без гармони, без подружки
На Руси веселья нет!
Детям показывается слайд-фильм, где звучит на войне гармошка
Ведущий: Ах, гармошка, чудо-встряска!
Пальцы вверх и пальцы вниз.
Где гармошка, там и пляска,
А без пляски, что за жизнь?
Пойду плясать –
Половицы гнутся,
Веселей играй гармонь,
Пусть меха не рвутся.
Танцевальная композиция на песню «Гармонист Тимошка» в исполнении детей подготовительной группы
Ведущий: Не могу я без гармошки,
Не могу без песен,
И без пляски заводной
Мир как будто тесен.
Вот гармони заиграли,
И танцоры вышли,
Пусть веселую кадриль,
Будет всюду слышно!
Исполняется танец «Веселая кадриль» в исполнении старшей группы
Ведущий: Гармонист берет гармошку,
Тихо музыку ведет,
Потихоньку, понемножку
Собирается народ!
Так всегда у нас ведется
Так, уж, исстари идет,
Весь народ мы приглашаем
На веселый хоровод!
«Веселый оркестр» с р.н. инструментами в исполнении подготовительной группы
Ведущий: Посмотрю вокруг – народ
Пляшет, весело поет.
Праздник удался на диво,
Веселы все и красивы.
Наша русская гармонь
Здесь видна со всех сторон!
Без гармошки наша Русь –
Песнь без голоса,
Ты развей скорее грусть
На три стороны!
Ты бери скорей гармонь
Внучек, правнучек,
Заиграй на радость всем
На тальяночке!
Общая пляска под гармонь
Ведущий: Спасибо всем! Очень веселый получился праздник с нашей русской гармошкой!
Гармонь – не просто ящик музыкальный,
Она хранительница русской старины,
Народной мудрости источник уникальный,
Культурное наследие страны!
Своя, простая, русская, народная,
Гармонь тревожит сердце благородное,
И музыкой волнующей, особенной,
Вновь наши души связывает с Родиной!